Вишап

Вишап

Вишап — армяно-грузинский дракон, популярный мифологический и фольклорный персонаж

Gvelašap (გველაშაპი) — латинская транскрипция и оригинальное написание наименования Гвелешапи на грузинском языке
Vešapi (ვეშაპი) — латинская транскрипция и оригинальное написание наименования Вешапи на грузинском языке
Višap (վիշապ) — латинская транскрипция и оригинальное написание наименования Вишапа на армянском языке
Вешап — армянский вариант названия Вишапа
Гвелвешапи — вариант грузинского названия Вишапа
Гвелешапи — вариант грузинского названия Вишап

Амирани, Амирани,
В ноговице твой кинжал,
Обнажи его скорей —
Проучи ты гвелешапи

Сказание о Бадри, Усипи и Амирани​‌‌​‌‌​

В 1909 году ученые Н.Я.Марр и Я.И.Смирнов во время проведения археологических раскопок в Армении услышали от местных жителей о каменных «вишапах», лежащих высоко в горах. Поднявшись в горы на ночевку, которую армяне называли «Вишапнер», а местные курды «Аждаха-юрт», ученые действительно обнаружили удивительные мегалитические изваяния. Большинство изваяний имели форму рыб, некоторые — форму растянутой на кольях шкуры быка.

Исходя из вида доминирующей формы вишапов (рыба, вторая форма идентифицируется как бык) и того, что почти все находки вишапов в Армении связаны с горными источниками или даже с остатками древних ирригационных сооружений, ученые установили несомненную связь вишапов с древними культами плодородия и воды (профессор Абегян в свое время считал, что каменные вишапы символизировали не дракона , а богиню Астхик (1133) ). Вероятнее всего, так оно и было, только с течением времени и под влиянием христианства образ вишапа трансформировался, и он из божества воды превратился в демона , точнее даже в дракона.

У грузин дракон в том числе может именоваться практически аналогичным образом гвелвешапи или гвелешапи . Другие его имена: დრაკონი («дракони» — очевидная калька с древнегреческого) и ურჭყული («урчкхули»). Последнее имя принадлежит скорее «христианскому» дракону , успешно побиваемому, например, Святым Георгием. А традиционное имя — гвелешапи или просто вешапи . Невооруженным глазом видно, что это слово сложного состава: გველაშაპი =gvelašap , то есть гвели (gveli) + вешапи (վիշապ [višap ]). Первая часть с грузинского переводится как «змея». Вторая часть (ვეშაპი — «вешапи») у грузин обозначает «огромное водное чудовище» и может относиться как к собственно дракону , так и к киту , и к Левиафану.

На армянском языке слово «вишап» (վիշապ ) так же обозначает «чудовище», «дракона»). По одной версии это слово изначально хурритского происхождения. В пантеоне хурритских божеств существовало божество Вишиашап — Вишашап; отсюда и происходит грузино-армянский «ви(е)шап». Но более популярная версия гласит, что слово «ви(е)шап» было заимствовано из иранских языков во время нашествия мидийцев или Ахеменидов . Сторонники этой версии утверждают,что армянское վիշապ (višap ) и грузинское ვეშაპი (vešapi ) — в исходном значении «чудовище» — были на раннем этапе заимствованы именно из иранских языков и предлагают сравнить с авестийским vīšāpa- и хотаносакским gukṣapa-.

В армянской мифологии вишапы выступают в зооморфном (чаще всего — змеином) или антропоморфном облике (потому что оборотни). Они персонифицируют грозовую бурю, смерч или грозовые облака. Живут вишапы в небе, в больших озёрах либо на вершинах гор, причём, во время грозы, небесные вишапы спускаются вниз, а вишапы гор и озёр поднимаются в небо (174) . Различают белых, красных и чёрных ви(е)шапов , которые часто бывают многоглавы. Самыми сильными обычно бывают черные вишапы (377) . Согласно мифам, большой вишап поглощает солнце, отчего происходит затмение. А если вишап доживет до тысячи лет, то сможет поглотить весь мир. К счастью, такого обычно не случается, потому что и в Армении, и в Грузии достаточно рождается вишапоборцев — распространённый мифологический мотив о борьбе хаоса с космосом (174).‌

С утверждением христианства мифы о вишапах подверглись модификации, вишапоборца Вахагна вытеснили архангел Гавриил (Габриел Хрештак), ангелы и святые. Они вступают в сражение с вишапами , которые во время грозы вместе со злыми духами пытаются проглотить солнце (воспламеняющиеся грозовые тучи — огненные тела вишапов , гром — их крик, а молния — стрела Габриеле Хрештака, посох или прут ангелов). Ангелы вздымают вишапов к самому солнцу, от лучей которого те превращаются в пепел и сыплются на землю (174) . Вишапом называли также и самого Сатану.

Говоря про оборотничество ви(е)шапов, нужно вспомнить некоторые легенды, приводимые армянским историком Моисеем Хоренским. Там есть упоминания о чудищах, одновременно называемых и «вишапы», и «каджи» (от всепроникающего Ажи-Дахаки, вероятно). Вообще, каджи (арм. Քաջք — буквально «храбрец») являются духами бури и ветра, но могут они принимать и драконий вид.​‌‌​‌‌​​​‌‌‌

Источники:
Мифологический словарь / гл.ред. Е.М.Мелетинский — М.: Советская энциклопедия, 1990 (2)
Мифы народов мира. В 2-х тт. — М.: Советская энциклопедия, 1980 (174)
Копычева Т.А. «Мифологическое драконоведение» — М.: «Вече», 2007 (377)
Абегян М. «Вишапы» как статуи богини Астхик-Деркето — Ереван: Армфана, 1941 (1133)

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: